Как мы можем понять животное, чей интеллект радикально отличается от нашего? Как мы можем установить отношения с природой, не присвоив ее? Кто за кем наблюдает? В «Храме настоящего» главным героем спектакля становится осьминог.
Восемь рук, три сердца, максимально гибкое телосложение, децентрализованная нервная система, способность общаться с помощью цвета и текстуры — но прежде всего большое любопытство и открытость к встречам с людьми. Осьминог кажется не просто странным и интересным, он на самом деле интересуется всем, что происходит в его среде обитания и вокруг нее.
Осьминог часто служит проекцией человеческих страхов или предстает монстром, обитающим в мифах и приключенческих историях. Он же является популярной закуской в средиземноморской кухне и часто используется в экспериментах. В последние годы его все чаще представляют в умилительном образе — в качестве талисмана и оракула для футбольных фанатов или символа многозадачности.
«Храм настоящего» — это возможность для зрителей испытать совершенно иную встречу с осьминогом. Животное, помещенное в аквариум на сцене театра, превращается в главного героя действа, чье поведение — один из главных двигателей драматургии и коммуникативных процессов этого спектакля. Готовность или отказ осьминога взаимодействовать с человеком, стоящим рядом с аквариумом, становится определяющим фактором. Под объективами фотоаппаратов, под саундтрек голосов и музыкальных композиций животное прямо на глазах у публики превращается из объекта наблюдения в его субъект. Его взгляд задает фундаментальный вопрос человеку — животному, которое, похоже, потеряло руководство по эксплуатации.
Осьминог на сцене был взят с рыбного рынка на юге Франции, и ему суждено было быть съеденным. После выступлений он вернется в свою изначальную среду обитания в заповеднике на юге Франции.
Автор и режиссер — Штефан Каеги
Совместно с одним осьминогом, Джудит Загури и Натали Кюттель (ShanjuLab)
Научное консультирование — профессор Грациано Фьорито (факультет биологии и морских организмов, зоологическая станция Anton Dohrn, Неаполь), Марсель Гигер
Драматург — Катя Хагедорн
Живая музыка — Стефане Векьоне
Техника и оборудование — Théâtre Vidy-Lausanne
Свет — Пьер-Николя Мулен
Видео — Ольве Влами
Продюсер — Анук Лютье
Оригинальная постановка: Théâtre Vidy-Lausanne, ShanjuLab Gimel (Laboratoire de recherche théâtrale sur la présence animale), République Éphémère *et Théâtre Saint-Gervais, Genève, совместно с Berliner Festspiele, Centre Pompidou — Paris, Rimini Apparat