19:30 – 21:30
Во второй половине XIX века технический прогресс и сексуальная эмансипация опережали психические возможности человека, аккумулируя «нервные» механизмы. Воплощением «эпохи невроза» стал конструкт истерии, болезни, несшей в себе «множество личин», во время которой человек терял контроль, но в то же время был управляем. Истерические жесты и позы, конструируемые врачами, совпадали с концепцией «истерика и господина» Лакана, а также становились своего рода эмфатическими жестами, в которых воплощался весь спектр возможных эмоций.
«Неуловимую» болезнь возможно было воплотить только с помощью искусства: художники и медики в XIX веке создают «художественный алфавит» болезни, буквами которого являются рисунки, которые становились своеобразными маркерами заболевания. В итоге «истерический алфавит» начинает проникать в визуальную культуру. Почему истерия стала художественным методом? Почему сюрреалисты писали, что «истерия – наивысшее средство выражения? И как прикосновения влияли на конструирование художественного образа «истерического тела»? Как истерическая стратегия репрезентации повлияла на появление перформансов? И связана ли истерия с появлением фильмов ужасов?
В рамках лекции проанализируем влияние истерической стратегии репрезентации второй половины XIX в. на современное искусство и визуальную культуру, а также проникновение истерической концепции личности в теории Лакана и в творчество таких художественных групп и мастеров, как: AES+F, Огюст Роден, Фелисьен Ропс, Анри Тулуз-Лотрек, Марге Монко, Луиз Буржуа, Доротея Таннинг, Сэм-Тейлор Вуд и многих других.
О лекторе:
Дарья Мартынова, искусствовед. Преподаватель Центра социальных и гуманитарных наук Университета ИТМО, ассистент СПбАХ имени Ильи Репина. Куратор Фонда развития и поддержки современного искусства “Art.Coordinate”. Участник международных и российских научно-исследовательских проектов и грантов. Лауреат премии «Лучший преподаватель Университета ИТМО». Научные интересы: история искусств, современное искусство, искусство XIX в., психиатрия и искусство, визуализация психопатологий в искусстве, medical humanities, визуальные исследования, гендерные исследования.
Цикл научно-популярных лекций в рамках публичной программы 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства создан совместно с агентством NEON.
В фокусе лектория – разнообразный телесный и чувственный опыт, доступный современным горожанам. Лекторий тесно связан с идеями, к которым обращались художники и кураторы выставочных проектов биеннале
Цикл подготовлен совместно с партнерами: Университет Skoltech, Art&Science ИТМО, УрФУ, Европейский университет в городе Санкт-Петербурге.
Лекции сопровождаются синхронным переводом на русский жестовый язык. Перевод обеспечивают специалисты Всероссийского общества глухих.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.