«Истерические тела в искусстве: проблемы 
прикосновения и стратегии репрезентации» 
Лекция Дарьи Мартыновой 
12.11.21, Пятница
19:30 – 21:30
к/т Салют, Толмачева, 12, Екатеринбург
Назад
12.11.21, Пятница
19:30 – 21:30
Как визуальная культура XIX века способствовала формированию такой разговорной характеристики, как «истеричка»? Почему истерия и ее формы стали значительным источником для деятелей искусства XIX века и современного искусства? Ответы на эти вопросы вы узнаете в рамках лекции «Истерические тела в искусстве: проблемы прикосновения и стратегии репрезентации».
16+

Во второй половине XIX века технический прогресс и сексуальная эмансипация опережали психические возможности человека, аккумулируя «нервные» механизмы. Воплощением «эпохи невроза» стал конструкт истерии, болезни, несшей в себе «множество личин», во время которой человек терял контроль, но в то же время был управляем. Истерические жесты и позы, конструируемые врачами, совпадали с концепцией «истерика и господина» Лакана, а также становились своего рода эмфатическими жестами, в которых воплощался весь спектр возможных эмоций.

«Неуловимую» болезнь возможно было воплотить только с помощью искусства: художники и медики в XIX веке создают «художественный алфавит» болезни, буквами которого являются рисунки, которые становились своеобразными маркерами заболевания. В итоге «истерический алфавит» начинает проникать в визуальную культуру. Почему истерия стала художественным методом? Почему сюрреалисты писали, что «истерия – наивысшее средство выражения? И как прикосновения влияли на конструирование художественного образа «истерического тела»? Как истерическая стратегия репрезентации повлияла на появление перформансов? И связана ли истерия с появлением фильмов ужасов?

В рамках лекции проанализируем влияние истерической стратегии репрезентации второй половины XIX в. на современное искусство и визуальную культуру, а также проникновение истерической концепции личности в теории Лакана и в творчество таких художественных групп и мастеров, как: AES+F, Огюст Роден, Фелисьен Ропс, Анри Тулуз-Лотрек, Марге Монко, Луиз Буржуа, Доротея Таннинг, Сэм-Тейлор Вуд и многих других.

О лекторе:
Дарья Мартынова, искусствовед. Преподаватель Центра социальных и гуманитарных наук Университета ИТМО, ассистент СПбАХ имени Ильи Репина. Куратор Фонда развития и поддержки современного искусства “Art.Coordinate”. Участник международных и российских научно-исследовательских проектов и грантов. Лауреат премии «Лучший преподаватель Университета ИТМО». Научные интересы: история искусств, современное искусство, искусство XIX в., психиатрия и искусство, визуализация психопатологий в искусстве, medical humanities, визуальные исследования, гендерные исследования.


Цикл научно-популярных лекций  в рамках публичной программы 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства создан совместно с агентством NEON.

В фокусе лектория – разнообразный телесный и чувственный опыт, доступный современным горожанам. Лекторий тесно связан с идеями, к которым обращались художники и кураторы выставочных проектов биеннале

Цикл подготовлен совместно с партнерами: Университет Skoltech, Art&Science ИТМО, УрФУ, Европейский университет в городе Санкт-Петербурге.

Лекции сопровождаются синхронным переводом на русский жестовый язык. Перевод обеспечивают специалисты Всероссийского общества глухих.

Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ ФАЙЛЫ COOKIES ЧТОБЫ САЙТ РАБОТАЛ ЛУЧШЕ И БЫСТРЕЕ. НАДЕЕМСЯ, ВЫ НЕ ПРОТИВ.
ПОДРОБНЕЕ
ОК