В своей практике художница из Гватемалы Майя Саравиа исследует синкретические традиции в религии и культуре, которые возникли на стыке колониального проекта и подавляемых им народной культуры и местных верований. Главным инструментом ее художественного исследования является танец и движение. Танец появился задолго до какой-либо формы письменности, он отвечает кинестетическим и духовным потребностям, связан с движением природы и является выражением самого природного существа.
Исторические процессы, определившие путь формирования танцевальной традиции в Гватемале, берут начало в культуре майя, где ритуальный танец был связан с религиозной церемонией, а танцоры практиковали воздержание и постились перед выступлениями. После испанской колонизации, народные танцы сохранили связь с церковными празднествами. Огонь, благовония, воск, цветы, крепкие напитки, маски и костюмы, музыкальные инструменты и человеческий голос — материалы, составляющие суть исконных корней танца и свидетельство накопления культурных приспособлений, которые сформировали народную культуру.
Торито — это уличная игра/танец, который выполняет функцию подношения в рамках католической традиции, а также в других синкретических практиках, родственных целительству и магии. Традиция торито зародилась в XVII веке в Гватемале, как часть испанской программы колонизации. Порох, который давал испанцам большие преимущества, теперь стал оружием аффективного порядка. Они привнесли китайскую традицию пиротехники и связали ее с католическими праздниками. В качестве способа сопротивления, коренное население также создало свой синкретизм, участвуя в католических ритуалах, чтобы избежать наказания, сохраняя при этом свои истинные верования под поверхностью.
Саравиа рассматривает синкретизм как стратегию сопротивления власти, а также как способ создания эмпатии. Цель художницы – создать новый танец, заменив главный действующий персонаж, быка, на ласточку – известную во всем мире перелетную птицу, которая пролетает огромные расстояния с юга на север и обратно каждый год. Саравия видит символическую связь между этой птицей и иммигрантами, которые преодолевают огромные расстояния, чтобы добраться до места назначения.
В рамках этого проекта художница создает композицию, записав мелодию деревенской ласточки с местными исполнителями, танцующими под традиционную абхазскую исцеляющую песню «Атларчопа», в которой рассказывается о девушке, которая должна танцевать до упада, чтобы выздороветь.
Танцовщики: Денис Карагодин, Сергей Рогозников
Пиротехник: Михаил Полянский
Ассистент продюсера: Виктория Тронина