Джимми Роберт, 1975
Франция / Германия
В цирке и в музее истории и археологии Урала представлена работа
Under Amour (2021)
Перформанс, серия фотографий. Предоставлено автором
Перформанс «Under Amour» обращен к теме хрупкости тела, которую мы стремимся скрыть за маской силы. Эта тема возникла как результат размышлений над сходством слов «armour» (фр. доспехи) и «amour» (фр. любовь), которые в действительности оказываются чрезвычайно близки друг другу, поскольку оба связаны с проблемой человеческой уязвимости.
Славой Жижек в своем послесловии к «Политике эстетики» Жака Рансьера спрашивает: «…когда несколько десятилетий тому назад были популярны кунг-фу фильмы, не было ли очевидно, что мы имеем дело с подлинной классовой идеологией рабочей молодежи, для которой единственным средством достижения успеха являются дисциплинирующие тренировки того, чем они обладают, их собственных тел?» Схожую мысль высказывает индийский историк марксистского толка Виджай Прашад в своей книге об афро-азиатских связях, отмечая, что исторически культура боевых искусств породила политическую солидарность и межрасовую идентичность между угнетенными народами по всему миру.
Проект Джимми Роберта развивается вокруг серии фотографий натренированных людей, которые воспроизводят различные позы из кунг-фу, находясь в пространствах цирка, которые обычно предназначены для животных, — не без отсылки к ярмаркам людей или человеческим зоопаркам, просуществовавшим вплоть до начала ХХ века, на которых демонстрировались представители Азии и Африки. Художник ставит вопросы: как рассматривать боевые искусства сегодня? являются ли они по-прежнему знанием, дающим силы? действительно ли самооборона является защитой? каково наше отношение к Востоку как к культурному знанию, воплощенному в боевых искусствах? чему мы учимся у животных и стали ли мы мудрее?
Художник активирует пространство цирка, внедряя серию хореографических интервенций в экскурсии по биеннале.
Джимми Роберт родился в 1975 году в Гваделупе, Франция. Сейчас он живет Берлине. Джимми Роберт — междисциплинарный художник, он работает с перформансом, фотографией, кино и коллажем, часто стирая грань между этими медиа. Интерес Роберта к тому, как можно персонифицировать тело с помощью материалов и наоборот, объединяет его многолетние перформативные практики с остальными сферами его творчества. Роберт ставил перформансы в выставочных пространствах, а также перестраивал или переосмысливал исторические перформансы. Для его многослойных нарративов характерны частые отсылки к истории искусства, кино и литературы.
В 2020 году галерея Nottingham Contemporary организовала ретроспективу Джимми Роберта. В октябре 2021 года эта выставка отправится в центр современного искусства CRAC Occitanie в Сете, Франция. Премьера его последнего перформанса «Joie Noire» состоялась в 2019 году в Институте современного искусства KW в Берлине и в театре Kaaitheater в Брюсселе. Перформансы Роберта также были представлены в лондонской галерее Тейт, МоМА в Нью-Йорке и музее Мигрос в Цюрихе.
Недавние персональные выставки: галерея Hunterian, Глазго (2021); центр современного искусства La Synagogue De Delme, Дельм, Франция (2018 г.); Museum M, Левен, Бельгия (2017); Power Plant, Торонто (2013 г.); Музей современного искусства, Чикаго (2012); и галерея Jeu de Paume, Париж (2012).
Фото Roman Goebel, любезно предоставлено художником и галереей Tanya Leighton, Берлин.
Джимми Роберт, 1975
Франция / Германия