Художник основного проекта
Джансу
Чакар
Турция
Художник основного проекта

Джансу Чакар, 1988
Турция

На оптико-механическом заводе представлены работы:

при поддержке SAHA

Омой грехи свои пред лицем своим (2019)

Бумага, акварель, гуашь, тушь, позолота, 70 × 70 см. Предоставлено Айше Умур

«Омой грехи свои пред лицем своим» — перевод с древнегреческого языка фразы «ΝΙΨΟΝΑΝΟΜΗΜΑΤΑΜΗΜΟΝΑΝΟΨΙΝ», приписываемой святому, философу и богослову, жившему в IV веке, Григорию Богослову. Эта лаконичная фраза является палиндромом (читается одинаково слева направо и наоборот). Ее часто наносят на стены православных храмов по всему миру, но самое знаковое место расположения этой надписи — собор Святой Софии в Стамбуле. Учитывая сложную и многовековую историю собора и те несокрушимые ценности, которые он символизирует, можно говорить о том, что эта фраза тесно связана с борьбой и сопротивлением.

Камень утешения (2021)

Бумага, акварель, тушь, позолота, 41,5 × 60 см. Предоставлено Art Sümer

Работа под названием «Камень утешения» отсылает к давней традиции, просуществовавшей в Османской империи в период с XIII по XX век и связанной с таким понятием, как «садака», то есть милостыня или подаяние во имя Аллаха.

Духовная практика садака осуществлялась с помощью специальных двухметровых камней цилиндрической формы, имеющих у основания глубокую выемку для подаяний. Длина камня не позволяет увидеть, что находится в верхней части, поэтому пришел ли человек положить подаяние или забрать, остается тайной. Поскольку камни служили четкой практической цели, они были лишены какого-либо орнаментального украшения. В отличие от традиционных изображенный камень украшен стамбульским орнаментом.

Kairos (2021)

Процессуальная инсталляция: стол, рулон бумаги и рисовальные принадлежности. Предоставлено автором

В работе «Kairos» Джансу Чакар рассуждает о времени и тех возможностях, которые оно может дать. Зрителю предлагается взглянуть на белый лист бумаги. Художница заполнит его вымышленным сюжетом, который свяжет два других ее произведения: «Омой грехи свои пред лицем своим» и «Камень утешения» через поэму Назыма Хикмета Рана, первого турецкого поэта-модерниста, чья жизнь прошла в тюрьме и изгнании из-за его политических взглядов. Красные чернила символизируют дилемму между жизнью и политикой, а мотивы птиц с Уральских гор — голоса поэтического пространства, которое возникает в этой работе и которое зрители читают на своем языке и исходя из собственного опыта. Оригинальная работа является частью трилогии Святой Софии и включает отсылку к Стамбулу.


Художница Джансу Чакар родилась в 1988 году в Стамбуле. Живет в Измире. Она исследует традиционные формы искусства: декоративный рисунок и книжную миниатюру — и объединяет их с практиками и темами современного искусства. Таким образом, Чакар освобождает традиционные медиа от их стереотипной классификации. Ее рисунки, живопись, идеи критикуют типично мужские темы в традиционной миниатюрной живописи. Кроме того, Чакар ставит под сомнение традиционную классификацию этого вида искусства и ее консерватизм. Она проводит параллель между тем, что значит быть женщиной или заключенным в репрессивном обществе, и эстетикой традиционного искусства в современном художественном мире. Для обеих сторон характерна борьба против консерватизма и за эмансипацию.

Она представляла свои работы на 11-й Берлинской биеннале современного искусства, в институте современного искусства KW (Берлин, 2020), музее Пера (Стамбул, 2020), институте современного искусства SALT Beyolu (Стамбул, 2019), галерее Акселя Вервордта (Антверпен, 2019), в рамках образовательной программы Home Workspace Program (Бейрут, 2018/19) и программы современного искусства Cappadox (Каппадокия, 2018), в пространстве DZIALDOV (Берлин, 2017), в рамках публичной программы 15-й Стамбульской биеннале (Стамбул, 2017), в галерее Bonington (Ноттингем, 2018), во Музее современного искусства, (Фрайбург, 2016), в Дарат аль Фунуне (Амман, 2016), на 14-й Стамбульская биеннале (Стамбул, 2015).

Джансу Чакар, 1988
Турция

МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ ФАЙЛЫ COOKIES ЧТОБЫ САЙТ РАБОТАЛ ЛУЧШЕ И БЫСТРЕЕ. НАДЕЕМСЯ, ВЫ НЕ ПРОТИВ.
ПОДРОБНЕЕ
ОК