Посетителям
/
Подкаст 

ПОНЯТЬ И ОБНЯТЬ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

Уральская индустриальная биеннале современного искусства запускает подкаст «Понять и обнять современное искусство» в рамках цикла лекций «Современное искусство. Время объяснять». Если вы были на биеннале, то вы можете представить себе сколько вопросов может возникнуть к работе современных художников. Начиная от растерянных: «Скажите кто-нибудь, что я вижу?», до отчаянных: «А это вообще искусство?». Поверьте, мы тоже порой оказываемся в таких ситуациях. Поэтому ведущие и гости нашего подкаста задают типичные и не очень вопросы к современному искусству и ищут на них простые ответы, чтобы вместе со слушателями пойти на сближение с таким непонятным, странным и интересным современным искусством, а не уклониться от его объятий.


Подписывайтесь и слушайте подкаст на удобных вам платформах

Яндекс.Музыка 

Apple Podcasts 

Google Podcasts 


ВЫПУСК 1. ДМИТРИЙ ГУТОВ 

«Зачем нужно искусство?» О задачах искусства — для всех и для каждого

Подкаст начинаем с темы, которая не перестает быть актуальной для всех, кто занимается искусством, любит его и ненавидит. Действительно ли современное искусство способно заинтересовать каждого? Такой вопрос мы решили обсудить вместе с Дмитрием Гутовым, известным российским художником, теоретиком искусства и арт-критиком. Мы расспросили Дмитрия о том, зачем нужно искусство, зачем ходить на выставки и существует ли вообще искусство для всех.

ССЫЛКИ К ВЫПУСКУ

Джексон Поллок

Банки с супом Кэмпбелл


ВЫПУСК 2. АНАСТАСИЯ СОСНОВСКАЯ

«Что хотел сказать автор?» Об искусстве как ребусе и его расшифровке

Это второй выпуск подкаста «Понять и обнять современное искусство». Мы все еще верим, что каждый может найти свой путь к современному искусству. В этом выпуске предлагаем один из них — поиск ключей к пониманию символов, зашифрованных в работах классических и современных авторов. Давайте разберемся:
— что такое символ и вечный сюжет в художественной работе, 
— почему они могут быть полезны зрителю, 
— как их найти в классическом искусстве и используют ли их современные художники?

Поговорить об этом мы решили с Анастасией Сосновской, автором популярного блога ARTLIKBEZ. Анастасия пишет просто о том, что ей самой интересно в искусстве. Её аккаунт в Instagram уже насчитывает более 150 тысяч читателей. Как и прежде, подкаст ведет Саша Цариков, к которому в этот раз присоединилась медиаторка 5-й Уральской биеннале и работница инклюзивного отдела Ельцин Центра Даша Веселкина.

ССЫЛКИ К ВЫПУСКУ

Алексей Лосев 

Покрывало Изиды

Memento mori

Сальвадор Дали


ВЫПУСК 3. АНТОНИО ДЖЕУЗА

«Разве это искусство?» Об эволюции форм искусства и роли художника.

Третий выпуск подкаста мы записывали в баре Нельсон Совин. На записи присутствовали зрители, и кое-где на фоне можно услышать голоса и даже манящий звон бокалов.

В предыдущем выпуске ведущие говорили с Анастасией Сосновской о классических произведениях. На этот раз вы переместитесь в совсем недавнее прошлое и настоящее, чтобы разобраться в том, что такое искусство новых медиа и что в него входит - фотография, видео-арт, цифровое искусство, а может быть что-то еще? На первый взгляд между прошлым и будущим есть очень призрачная связь, но мы докажем обратное. Во все времена художники пользовались технологиями, только когда-то это были только кисти и холсты, а теперь - IT-технологии, 3D-редакторы и так далее.

Гость этого выпуска итальянец по происхождению, Антонио Джеуза получил степень по филологии в Италии, защитил докторскую диссертацию по медиа-арту в Лондонском университете, и уже более 20 лет живет и работает в России. Он является признанным исследователем регионального российского современного искусства, автором многочисленных статей и лауреатом государственной премии «Инновация» за каталог в трех томах «История российского видеоарта». Вместе с Антонио Джеуза мы поговорили о том, как развивалось искусство новых медиа, что ждет его в будущем и где искать связь между прошлым и настоящим.

ССЫЛКИ К ВЫПУСКУ

Человек с киноаппаратом 

Братья Люмьер 

Жорж Мельес 

Нам Джун Пайк

Флюксус 

Виктор Алимпиев 

Куда бегут собаки


ВЫПУСК 4. АЛЕКСЕЙ БОЙКО

«Я тоже так могу!» О фигуре художника в прошлом и настоящем.

Роль и образ художника современного времени, конечно, изменились по сравнению с 18-19-м веками. Тогда художник был ремесленником и служащим при дворе, который занимал определенную позицию в иерархии государственных чинов. Перемены происходили постепенно из-за того, как менялось общество и культура — начало эпохи романтизма, появление гениев и шедевров, демократизация искусства. Все это привело к тому, каким огромным набором ролей сейчас может обладать художник —  продюсер, коуч, аниматор или кто угодно еще. 

О том, как менялась культура и художник вслед за ней, мы поговорили с Алексеем Бойко, кандидатом искусствоведения, главным специалистом по музейно-образовательной деятельности Службы по работе с посетителями (Русский музей), лауреатом Государственной премии РФ в области литературы и искусства, доцентом кафедры дизайна СПбГУ, приглашенным лектором Школы дизайна НИУ ВШЭ.

ССЫЛКИ К ВЫПУСКУ

Уильям Блейк

Мэшап

Импрессионизм


ВЫПУСК 5. ЛИЗА САВИНА.

«На заборе тоже написано!» Об искусстве в городском контексте

Кто не замечал граффити на городской набережной, муралы на стенах домов или наклейки на столбах и дорожных знаках? Современное искусство выходит за рамки галерей и музеев, взаимодействует с городской средой и переосмысляет ее. Скульптура, сайт-специфичное искусство, стрит-арт, художественный активизм - все эти направления в искусстве на улицах объединяет паблик-арт. Сейчас такое искусство становится все популярнее и из-за развития рынка искусства, и из-за огромной популярности урбанистики.

Мы поговорили с куратором и соучредителем Фонда культурных инициатив Sparta Лизой Савиной о том, как возник и развивался паблик-арт, какие направления в него входят, зачем он нужен и какие проблемы в городской он среде решает. 

ССЫЛКИ К ВЫПУСКУ

Йозеф Бойс, 7000 дубов 

Оливер Кромвель

Большая глина №4

Ричард Серра 

Sky Mirror 

Тимофей Радя, Абажуры

Арт-группа «Синие носы»

Микеле Джангранде, «Шестерни»


ВЫПУСК 6. ДАРЬЯ ДЕМЕХИНА

«А это перфоманс?» И чем он отличается от театра и чистки зубов

Перформативную программу 6-й биеннале принимала отдельная площадка - Цирк. Поэтому мы не смогли обойти стороной тему перформанса в нашем подкасте. Перформанс - многозначный термин, под определение которого подходят разные действия. Например, забитый гол комментаторы иногда тоже могут назвать перформансом. Так что же такое перформанс? Где проходит граница между перформансом и театром или шоу? Как зрители влияют на перформанс и наоборот? 

Мы поговорили об этом с Дарьей Демехиной, исследовательницей перформанса, кураторкой, соосновательницей «Бюро перформативных ритуалов» (совместно с Катей Ганюшиной), магистром философии НИУ ВШЭ, Radboud University, выпускницей Аспирантской школы по философским наукам Высшей школы экономики, авторкой подкаста «Жизнь как перформанс».

ССЫЛКИ К ВЫПУСКУ

Крис Берден

Вито Аккончи

Марина Абрамович 

Ричард Шехнер

Антонен Арто

Ежи Гротовский

Джилл Долан


КОМАНДА ПОДКАСТА

Ведущий подкаста — Александр Цариков

Редактор и соведущая подкаста — Дарья Веселкина 

Монтаж — Ксения Рихтер 

Музыка — Артемий Калинин 

Производство — студия подкастов «Послушайте»

Подкаст подготовлен при поддержке Фонда Президентских грантов

МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ ФАЙЛЫ COOKIES ЧТОБЫ САЙТ РАБОТАЛ ЛУЧШЕ И БЫСТРЕЕ. НАДЕЕМСЯ, ВЫ НЕ ПРОТИВ.
ПОДРОБНЕЕ
ОК