ПОНЯТЬ И ОБНЯТЬ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
Уральская индустриальная биеннале современного искусства запускает подкаст «Понять и обнять современное искусство» в рамках цикла лекций «Современное искусство. Время объяснять». Если вы были на биеннале, то вы можете представить себе сколько вопросов может возникнуть к работе современных художников. Начиная от растерянных: «Скажите кто-нибудь, что я вижу?», до отчаянных: «А это вообще искусство?». Поверьте, мы тоже порой оказываемся в таких ситуациях. Поэтому ведущие и гости нашего подкаста задают типичные и не очень вопросы к современному искусству и ищут на них простые ответы, чтобы вместе со слушателями пойти на сближение с таким непонятным, странным и интересным современным искусством, а не уклониться от его объятий.
Подписывайтесь и слушайте подкаст на удобных вам платформах
ВЫПУСК 1. ДМИТРИЙ ГУТОВ
«Зачем нужно искусство?» О задачах искусства — для всех и для каждого
Подкаст начинаем с темы, которая не перестает быть актуальной для всех, кто занимается искусством, любит его и ненавидит. Действительно ли современное искусство способно заинтересовать каждого? Такой вопрос мы решили обсудить вместе с Дмитрием Гутовым, известным российским художником, теоретиком искусства и арт-критиком. Мы расспросили Дмитрия о том, зачем нужно искусство, зачем ходить на выставки и существует ли вообще искусство для всех.
ССЫЛКИ К ВЫПУСКУ
ВЫПУСК 2. АНАСТАСИЯ СОСНОВСКАЯ
«Что хотел сказать автор?» Об искусстве как ребусе и его расшифровке
Это второй выпуск подкаста «Понять и обнять современное искусство». Мы все еще верим, что каждый может найти свой путь к современному искусству. В этом выпуске предлагаем один из них — поиск ключей к пониманию символов, зашифрованных в работах классических и современных авторов. Давайте разберемся:
— что такое символ и вечный сюжет в художественной работе,
— почему они могут быть полезны зрителю,
— как их найти в классическом искусстве и используют ли их современные художники?
Поговорить об этом мы решили с Анастасией Сосновской, автором популярного блога ARTLIKBEZ. Анастасия пишет просто о том, что ей самой интересно в искусстве. Её аккаунт в Instagram уже насчитывает более 150 тысяч читателей. Как и прежде, подкаст ведет Саша Цариков, к которому в этот раз присоединилась медиаторка 5-й Уральской биеннале и работница инклюзивного отдела Ельцин Центра Даша Веселкина.
ССЫЛКИ К ВЫПУСКУ
ВЫПУСК 3. АНТОНИО ДЖЕУЗА
«Разве это искусство?» Об эволюции форм искусства и роли художника.
Третий выпуск подкаста мы записывали в баре Нельсон Совин. На записи присутствовали зрители, и кое-где на фоне можно услышать голоса и даже манящий звон бокалов.
В предыдущем выпуске ведущие говорили с Анастасией Сосновской о классических произведениях. На этот раз вы переместитесь в совсем недавнее прошлое и настоящее, чтобы разобраться в том, что такое искусство новых медиа и что в него входит - фотография, видео-арт, цифровое искусство, а может быть что-то еще? На первый взгляд между прошлым и будущим есть очень призрачная связь, но мы докажем обратное. Во все времена художники пользовались технологиями, только когда-то это были только кисти и холсты, а теперь - IT-технологии, 3D-редакторы и так далее.
Гость этого выпуска итальянец по происхождению, Антонио Джеуза получил степень по филологии в Италии, защитил докторскую диссертацию по медиа-арту в Лондонском университете, и уже более 20 лет живет и работает в России. Он является признанным исследователем регионального российского современного искусства, автором многочисленных статей и лауреатом государственной премии «Инновация» за каталог в трех томах «История российского видеоарта». Вместе с Антонио Джеуза мы поговорили о том, как развивалось искусство новых медиа, что ждет его в будущем и где искать связь между прошлым и настоящим.
ССЫЛКИ К ВЫПУСКУ
ВЫПУСК 4. АЛЕКСЕЙ БОЙКО
«Я тоже так могу!» О фигуре художника в прошлом и настоящем.
Роль и образ художника современного времени, конечно, изменились по сравнению с 18-19-м веками. Тогда художник был ремесленником и служащим при дворе, который занимал определенную позицию в иерархии государственных чинов. Перемены происходили постепенно из-за того, как менялось общество и культура — начало эпохи романтизма, появление гениев и шедевров, демократизация искусства. Все это привело к тому, каким огромным набором ролей сейчас может обладать художник — продюсер, коуч, аниматор или кто угодно еще.
О том, как менялась культура и художник вслед за ней, мы поговорили с Алексеем Бойко, кандидатом искусствоведения, главным специалистом по музейно-образовательной деятельности Службы по работе с посетителями (Русский музей), лауреатом Государственной премии РФ в области литературы и искусства, доцентом кафедры дизайна СПбГУ, приглашенным лектором Школы дизайна НИУ ВШЭ.
ССЫЛКИ К ВЫПУСКУ
ВЫПУСК 5. ЛИЗА САВИНА.
«На заборе тоже написано!» Об искусстве в городском контексте
Кто не замечал граффити на городской набережной, муралы на стенах домов или наклейки на столбах и дорожных знаках? Современное искусство выходит за рамки галерей и музеев, взаимодействует с городской средой и переосмысляет ее. Скульптура, сайт-специфичное искусство, стрит-арт, художественный активизм - все эти направления в искусстве на улицах объединяет паблик-арт. Сейчас такое искусство становится все популярнее и из-за развития рынка искусства, и из-за огромной популярности урбанистики.
Мы поговорили с куратором и соучредителем Фонда культурных инициатив Sparta Лизой Савиной о том, как возник и развивался паблик-арт, какие направления в него входят, зачем он нужен и какие проблемы в городской он среде решает.
ССЫЛКИ К ВЫПУСКУ
ВЫПУСК 6. ДАРЬЯ ДЕМЕХИНА
«А это перфоманс?» И чем он отличается от театра и чистки зубов
Перформативную программу 6-й биеннале принимала отдельная площадка - Цирк. Поэтому мы не смогли обойти стороной тему перформанса в нашем подкасте. Перформанс - многозначный термин, под определение которого подходят разные действия. Например, забитый гол комментаторы иногда тоже могут назвать перформансом. Так что же такое перформанс? Где проходит граница между перформансом и театром или шоу? Как зрители влияют на перформанс и наоборот?
Мы поговорили об этом с Дарьей Демехиной, исследовательницей перформанса, кураторкой, соосновательницей «Бюро перформативных ритуалов» (совместно с Катей Ганюшиной), магистром философии НИУ ВШЭ, Radboud University, выпускницей Аспирантской школы по философским наукам Высшей школы экономики, авторкой подкаста «Жизнь как перформанс».
ССЫЛКИ К ВЫПУСКУ
КОМАНДА ПОДКАСТА
Ведущий подкаста — Александр Цариков
Редактор и соведущая подкаста — Дарья Веселкина
Монтаж — Ксения Рихтер
Музыка — Артемий Калинин
Производство — студия подкастов «Послушайте»
Подкаст подготовлен при поддержке Фонда Президентских грантов