Лариса Санcур, 1973
Палестина / Англия
В кинотеатре Салют представлены работы
In Vitro (2019)
Совместно с Сёрен Линд. Двухканальное видео высокого разрешения, ч/б, со звуком, 27'44''. Создано для Датского павильона 58-й Венецианской биеннале. Предоставлено автором
«In Vitro» —это черно-белый короткометражный научно-фантастический фильм на арабском языке, повествующий о жизни после масштабной экологической катастрофы.
Действие его разворачивается неподалеку от библейского города Вифлеема, возле заброшенного ядерного реактора, превращенного в огромный фруктовый сад. Ученые, работающие на этой территории, готовятся засеять почву семенами, собранными в последние дни перед апокалипсисом.
В больничном крыле подземного комплекса, где теперь протекает вся жизнь выживших людей, лежит больная основательница сада, 70-летняя Дуния (Хиам Аббас), а 30-летняя Алия (Маиса Абд Эльхади) приходит навестить ее. Алия родилась уже после трагедии в подземном мире, по программе клонирования, и никогда не видела город, который ей суждено восстановить.
Беседа вскоре перерастает в очень личный, интимный диалог о памяти, изгнании и ностальгии. Центральное место в нем занимает сложная тема взаимосвязи между прошлым, настоящим и будущим, а атмосфера Вифлеема с его богатой историей и глубоким символизмом служит объемным фоном для повествования.
Основной разговор между двумя женщинами происходит в больничной палате с видом на фруктовый сад, а воспоминания настигают героев в старом доме и на земельном участке с видом на долину неподалеку от ветхозаветного города.
Важная сюжетная деталь фильма — черная сфера, водруженная на большое промышленное здание, которая символизирует гнетущее ощущение отсутствия, олицетворяющего воспоминания и травмы прошлого. В фильме часто можно видеть, как Алия взаимодействует со сферой, наблюдает за ней, прикасается, пытается понять ее смысл, пытается открыть содержащиеся в ней образы и воспоминания.
В фильме «In Vitro» сочетаются съемки с натуры, архивные кадры и визуальные спецэффекты. Съемки проходили в самом Вифлееме и в Великобритании.
Памятник потерянному времени (2019)
Скульптурная инсталляция. Смешанная техника: стекловолокно, сталь, звук
Скульптура «Памятник потерянному времени» — физически воплощенный психологический образ черной сферы из фильма «In Vitro». В фильме образ черной сферы появляется в воображении одной из героинь как объект, не имеющий собственного места. Также он возникает в диалоге двух женщин, когда те рассуждают о неизвестности, пролегающей между прошлым и будущим, об отсутствии жизнеутверждающего настоящего.
Большая сфера из стекловолокна диаметром 480 см окрашена в настолько глубокий оттенок черного цвета Black 2.0, что теряет всякую способность отражать свет. За счет этого достигается эффект оптической иллюзии, когда сфера как физический объект становится практически отсутствующей, но в то же время пугающе присутствующей и устрашающе доминирующей над всем вокруг.
Не отражая свет, подобно объемному вакууму, скульптурная сфера находится за пределами двух основных категорий существования — пространства и времени. Тем не менее сама инсталляция архитектурно организована и пространственно срежиссирована: бетонные полы с вкраплениями плитки, изготовленной компанией Anan Tiles в Наблусе, светло-серые стены и фоновая звуковая картина из низкочастотных вибраций структурируют восприятие этого произведения.
Лариса Сансур родилась в 1973 в Иерусалиме, живет и работает в Лондоне.
Главная тема ее творчества — диалектика мифа и исторического повествования. В своих последних работах она смотрит сквозь призму научной фантастики на социальные и политические проблемы. Сансур работает с разнообразными медиа: инсталляцией, фотографией, скульптурой и видео.
В 2019 году Сансур представляла Данию на 58-й Венецианской биеннале. В 2020 году она стала лауреатом престижной Jarman Award. Она показывала свои работы в галереях TATE Modern, МоМА, Центре Помпиду и на Стамбульской биеннале. Недавние персональные выставки: Copenhagen Contemporary (Копенгаген), Bluecoat (Ливерпуль), Bildmuseet (Умео) и Dar El-Nimer (Бейруте).
Работы, представленные на Уральской биеннале, Сансур создавала в соавторстве с Сёреном Линдом.
Лариса Санcур, 1973
Палестина / Англия