Яэль Бартана, 1970
Нидерланды / Германия
На оптико-механическом заводе и в кинотеатре Салют представлена работа
«Две минуты до полуночи» (2021)
Предоставлено Annet Gelink Gallery, Амстердам; Sommer Contemporary Art, Тель-Авив; Galleria Raffaella Cortese, Милан; Petzel Gallery, Нью-Йорк; Capitain Petzel, Берлин
В проекте «Две минуты до полуночи» предпринята попытка дать ответ на вопрос «Что, если бы миром правили женщины?» По сюжету правительство вымышленной страны, состоящее из одних женщин, должно выступить против надвигающейся ядерной угрозы со стороны иностранного государства. Группа вымышленных персонажей вместе с реальными женщинами-экспертами в сфере обороны, права, политики и психологии размещается в демократической «Комнате мира», зеркально отражающей токсично-мужественную «Комнату войны», отсылающую к сатирической кинокартине Стэнли Кубрика о холодной войне «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу». Женщинам суждено решить, как поступить в сложившейся ситуации.
Фильм «Две минуты до полуночи» является заключительным этапом четырехлетнего гибридно-экспериментального проекта под названием «Что, если бы женщины правили миром», в котором автор анализирует феномен геополитических игр и представляет нам альтернативу мужскому дискурсу власти.
Яэль Бартана родилась в 1970 году в Израиле. Она — художница, кинорежиссер и фотограф. Темой ее фильмов, инсталляций и фотографий, часто становится национальная идентичность сквозь призму политического воображения. Взяв за отправную точку национальное самосознание и традиции, художница исследует церемонии, общественные ритуалы и развлечения, которые призваны подтвердить коллективную идентичность национального государства. Бартана изучает их с помощью «предварительных действий» — изображений возможных и все же воображаемых событий. Они отражают нашу реальность: предлагают альтернативное настоящее и возможные варианты будущего, сравнивают правду и вымысел, ставят перед зрителями их личные и коллективные обязанности.
В 2011 году Бартана представляла Польшу на 54-й Венецианской биеннале с трилогией «And Europe Will Be Stunned». Этот проект исследует историю польско-еврейских отношений и их влияние на современную польскую идентичность.
Трилогия дала начало еще нескольким крупным проектам: «Inferno» (2013) о разрушении Третьего Храма в Сан-Паулу, «True Finn» (2014) о национальной идентичности финнов и «Tashlikh» (2017), визуальная медитация, которая собирает личные вещи, которые напоминают об ужасах прошлого и настоящего.
В последние годы Бартана расширяет свою художественную практику и экспериментирует с различными формами: звуком, скульптурой и театром. Она продолжает работать над проектом «What If Women Ruled the World » (2016-). Он сочетает в себе вымышленные события и реальных участников, тем самым создавая особую среду для действий и исследуя возможные альтернативы миру, где доминируют мужчины и традиционная власть. «The Undertaker» (2019) и «Two Minutes to Midnight» (2020) стали продолжением этого проекта.
Фото Birgit Kaulfuss
Яэль Бартана, 1970
Нидерланды / Германия