Оля Кройтор, 1986
Россия
В Цирке представлен перформанс
Exit from the gallows (2021)
Поддержка данного проекта осуществлена в рамках благотворительной деятельности, на средства, предоставленные Фондом Михаила Прохорова
Разговор с лучшей подругой:
Катя: «Когда я была маленькой, мне всегда было жалко животных в цирке. И больше я туда не ходила»
Я: «Знаешь, а мне было все равно... Потому что у меня дома происходило то же самое»
Смотря интервью дрессировщиков, мне очень хотелось разобраться в их психологии, что ими движет, найти объединяющее расстройство личности, психологический типаж, ведь этому должно быть объяснение. Меня задела повторяющаяся фраза, услышанная в их интервью. что дрессировка=воспитание.
Культура - является отражением социально-политической жизни общества. Даже на первый взгляд не говорящие ни о чем пустые бутылки Моранди, которые при соотнесении с биографией художника, начинают приобретать новые смыслы.
Цирк, как и прочие общественные места являются концентратом нашего настоящего. Того, откуда мы пришли, где находимся сейчас, и крайне редко, того, где мы хотим оказаться. На самом деле такие места наилучшим образом вскрывают общее расстройство общества. Изолированные друг от друга люди, объединенные вокруг зрелища.
Еще одной важной точкой для меня стала всем известная композиция, играющая фактически во всех цирках мира. Это отрывок из военного марша «Вход гладиаторов» чешского композитора Юлиуса Фучика. Его племянник, журналист и критик Юлиус Фучик написал «Записки с виселицы», пока гестапо содержало его в тюрьме Панкрац всего 45 лет спустя. Аудио-визуальные формулы включают зрителя в процесс подсознательной коммуникации и создают возможность вступить в дискуссию о том, что не принято озвучивать.
Общество меняется, но к сожалению очень медленно. Нам все еще свойственно деление всего на черное и белое, хорошо и плохо. Поэтому даже самые гуманистические цели зачастую приобретают деспотический характер. Борясь с вертикалью, выстроенной тысячелетиями, люди все так же используют методы вертикали. Используя все те же методы, мы сами обрекаем себя на бесконечное бегание по треугольнику Картмана.
«Exit from the gallows» трехчастный перформанс, действие которого происходит в ритуальном пространстве цирка. Здесь преломляются идеи Рене Жирара об обществе, стремящемся к выражению агрессии через акт насилия. «Exit from the gallows» — особая медитативная практика, сочетающая в себе формы остросоциальной драматургии театральной постановки и философского размышления. Ужас социальной конвенции именно в том, что «дрессировщики» существуют в нас и в любой момент готовы корректировать наше поведение и мышление сообразно общепринятых рамок или схем. Этот вездесущий персонаж в аккуратном костюме и белоснежной рубашке сошел со страниц произведений Франца Кафки, и утвердился в образе Агента Смита в серии фильмов Вачовски.
Возникает вопрос распространения насилия как нормы, где опыт проживания этой нормы складируется глубоко, на уровне коллективной памяти, к чему апеллирует само пространство зрительских мест, которые множатся рядами и словно бы таранят саму точку нуля. Мы принимаем участие в буквальном пересмотре души того земного ада, который создан с чьего-то молчаливого дозволения.
Проект «Мыслящие руки...» как нельзя лучше отражает реальность. Отбрасывание ярлыков и только внимательное, бережное отношение друг к другу способно что-то изменить. Кто касается нас, для чего и как это на нас влияет. И почему нам свойственно бесконечно повторять одни и те же паттерны? Что может вывести нас из этой зацикленности? И главное: кто находится рядом с нами? Чьими глазами мы смотрим на мир
Оля Кройтор работает в области изобразительного искусства и перформанса. Закончила Институт проблем современного искусства (2008–2009), Школу современного искусства Свободные мастерские (2007–2008). В 2017 году была номинирована на Премию Кандинского в номинации проект года, в 2016 была получателем стипендии имени Иосифа Бродского Американской академии в Риме, в 2016 и 2017 году была победителем грантовой программы музея современного искусства Гараж. Ее персональные выставки проходили в галерее Artwin (2016, 2015), галерее Syntax (2021), Центре современного искусства Заря (2015), среди прочих. Ее работы находятся в коллекциях Новой Третьяковки, Красноярского музейного центра, Gogova Art Foundation, Fundación Magnolia (Мексика), а также в частных коллекциях по всему миру.
Оля Кройтор, 1986
Россия