Елена Попова, 1978
Россия
На оптико-механическом заводе представлена работа
Не прикасайся, пока горячо (2019)
Инсталляция. Предоставлено автором
«Не прикасайся, пока горячо» — проект, пытающийся осмыслить историю развития атомной промышленности в России и Великобритании. Выбор этих локаций обоснован биографией художницы, которая родилась и выросла в закрытом городе Озерске Челябинской области, но уже долгие годы проживает в Великобритании. Закрытый город Озерск, первенец советской атомной промышленности, произвел плутоний, необходимый для первой атомной бомбы. Работая над проектом, Елена путешествовала по Великобритании и посещала местонахождения атомных реакторов первого поколения, знакомясь с природными ландшафтами вокруг них и размышляя о наследии холодной войны и истории атомной индустрии.
Елена создала два гобелена, представляющие архитектурное предложение для мавзолея или гробницы для потухших реакторов. Центральные фигуры изображают графитовые сердцевины ядерных реакторов первого поколения (Magnox) и более поздних усовершенствованных реакторов (AGR). Период полураспада графита, содержащего в себе радиоактивный углерод С-14, составляет приблизительно 5000 лет. Период охлаждения выведенного из эксплуатации реактора — примерно 100–200 лет. Эти многотонные объекты — зараженные утробы первых атомных реакторов — будут веками стоять огражденными на берегах Великобритании, среди лесов России и в степях США. Являются ли они нашим индустриальным историческим достоянием, наследием холодной войны или просто источником опасности? Гобелены, представленные на экспозиции, названы художницей словом «Keepsafe», в которое она вкладывает значение «сохранить в безопасности». Отсылка к архитектурным формам Мавзолея Ленина, не случайна: выведенные из строя ядерные реакторы представляются художнице сущностно близкими идее мавзолея, поскольку подобно мумиям мертвы, но не захоронены.
Елена также создала «сад камней» — витрину для коллекции камней, собранных ею в путешествиях. Конфигурация витрины и есть та самая графитная решетка с 5000-летним периодом распада. Камни представляют глубокое время (deep time), ведь разные геологические породы имеют разный возраст, намного превышающий период человеческой истории. Именно первый ядерный выброс над Хиросимой и Нагасаки ученые определяют как начало новой эпохи антропоцена (Anthropocene), эпохи, в которой человеческая жизнедеятельность повлияла на геологию Земли, вписавшись в ее глубокое время. Как и в буддистской традиции, камни предназначены для медитации — о медленном времени, природе, ландшафтах, в которых мы живем, и о последствиях нашей жизнедеятельности.
Елена Попова родилась в 1978 году в Озерске. Елена училась в Школе-студии МХАТ, а затем окончила магистратуру по живописи в Королевском художественном колледже. Она была выбрана для конкурсов «Bloomberg New Contemporaries» (2011) и «New Sensations» (2011). В 2014 году она была номинирована на премию Arts Foundation в области живописи и выбрана для участия в новом издании Thames&Hudson «100 Painters of Tomorrow». В 2016 году ее работы были включены в книгу «Vitamin P3» («The 108 International Artists Revolutionizing Painting Today»), опубликованную Phaidon Press.
В своих работах Елены часто обращается к своему уральскому детству и русского конструктивизму, чтобы запечатлеть непрерывное развитие промышленности и ландшафт современного капитализма. Она выросла в закрытом советском городе, поэтому ей особенно интересны ядерная история и ее наследие. Елена входит в группу исследователей ядерной культуры, возглавляемую Голдсмитским университетом в Лондоне.
В 2011 году она становится первой и единственной художницей русского происхождения, принимавшей участие в выставке «Bloomberg New Contemporaries». Выставки Елены Поповой проходят в Великобритании, России, Германии, Швеции, Австрии, США, Швейцарии. Работы художницы находятся в коллекциях Чарльза Саатчи, Аниты Заблудович, Английского искусствоведческого совета, в муниципальной коллекции Ноттингема, коллекции Нью Холл и многих других.
Елена Попова, 1978
Россия