Эркан Озген, 1971
Турция
На оптико-механическом заводе представлена работа
Память времени (2018)
при поддержке SAHA
Одноканальное видео высокого разрешения, цветное, без звука, 12'22''. Предоставлено автором
Работа «Память времени» представляет зрителю рассуждения художника Эркана Озгена о характере связи, возникающей между такими понятиями, как память, время, преступление и невинность. Интерес к этой теме возник у художника в конце 2016 года, после того как им была пережита и осмыслена страшная трагедия, произошедшая в его родном городе годом ранее.
В конце 2015-го в историческом центре Сур турецкого города Диярбакыр, где живет Эркан Озген, начались боевые действия с использованием военной техники и пулевого оружия. Конфликт в этом месте, представляющем историческую ценность для мирового культурного наследия и находящемся под защитой ЮНЕСКО, продолжался долгих четыре месяца.
Позднее, в июле 2016 года, Эркан Озген посетил столицу Финляндии — город Хельсинки, где принял участие в специальной художественной резиденции программы PM / HIAP Safe Haven Helsinki, которая на протяжении нескольких месяцев проходила в городском районе Суоменлинна. Суоменлинна — это остров, также находящийся под охраной ЮНЕСКО, с которого открывается захватывающий вид на северную природу. Вокруг острова расставлены старинные пушки, которые являются ценными историческими артефактами, поскольку использовались армией во время войн столетней давности. Туристы, посещающие остров, относятся к этим военным орудиям как к культурным ценностям, они делают фотографии с пушками для семейных альбомов.
Сопоставляя эти два ярких события своей жизни, художник проводит параллели между финским островом Суоменлинна и родным для него древним турецким городом Диярбакыр. Будут ли пушки, использованные в его городе, взяты под охрану ЮНЕСКО и оправданы через столетие? Будут ли люди фотографироваться со своими детьми на память рядом с этими пушками? Вот те вопросы, ответы на которые ищет художник в своей работе.
Задавая туристам на острове провокационные вопросы, художник пытается проблематизировать их отношения с оружием. Это видео призвано раскрыть суть нетрадиционного взгляда на проблему трансформации памяти, которая сталкивается с тяжелым военным наследием.
В цирке представлена работа
Harese (2020)
Одноканальное видео высокого разрешения, цветное, со звуком, 3′30''. Предоставлено автором
«Если бы я родился заново, я бы переплавил все танки и оружие и сделал бы из них музыкальные инструменты» (Арам Тигран). Вдохновившись лаконичной фразой курдского писателя, поэта и музыканта Арама Тиграна, художник Эркан Озген создал видеоинсталляцию под названием «Harese», в которой музыка призвана смягчать психологические травмы, нанесенные войной и военными действиями.
Задача художника — не исцелить травмы, полученные солдатами во время их службы, а привлечь внимание к разрушительным последствиям войны. Эркан Озген в этой работе обращает внимание зрителей на то, что наш мир, в котором идут многочисленные войны, глух к голосам людей, выступающих против милитаризма, а сами люди не замечают того, что общество погрязло глубоких психологических проблемах.
Слово «harese», которым названа работа, — древний арабский термин, от которого произошло множество других слов: hirs (амбиции), haris (тщеславие, жажда), ihtiras (вожделение), muhteris (жаждущий, алчущий) и т. д. Слово «harese» в широком смысле означает все это одновременно.
Эркан Озген родился в 1971 году в Дерике, Турция. Сейчас художник живет и работает в другом турецком городе, Диярбакире. Озген занимается видео-инсталляциями и участвует в групповых выставках на родине и за границей.
В 2003 году Эркан Озген был куратором выставки «Eyes Contact» в Центре искусств Диярбакыр. В 2005 году Озген участвовал в программе International Artists Studio в Центре современного искусства Rooseum в Мальмё, Швеция. В том же году он был награжден «Prix Meuly» в Художественном музее Тун в Швейцарии. В 2008 году он участвовал в программе обмена Can Xalant в Центре творчества и современной мысли в Матаро, Барселона. В 2016 году Озген участвовал в программе PM/HIAP Safe Haven Helsinki в Суоменлинне. Награжден «Polarized! Vision is War/Peace» за фильм «Страна чудес». С 2016 по 2017 год курировал сборник In-Between Worlds. Курдские современные художники для Imago Mundi, Коллекция Лучано Бенеттона. В 2018 году Озген провел свою первую персональную выставку в Европе в Fundació Antoni Tàpies в Барселоне при содействии Фонда Хана Нефкенса. Его монография «Giving Voices» под редакцией Хильде Терлинк опубликована издательством Sternberg Press, Берлин. Озген представлен в нескольких музеях, художественных институциях и биеннале по всему миру, включая Тейт Модерн, Музей современного искусства Луизианы, Пинакотеку современного искусства, Сеульский художественный музей, Кливлендскую триеннале современного искусства, и другие.
Он также участвовал во многих семинарах в Бейруте, Дамаске, Диярбакыре, Энсхеде, Хартуме и Тайбэе. Озген читал лекции о современном искусстве в Турции и за рубежом, а также работал активистом в поддержку различных экологических инициатив. Он является одним из основателей Loading Independent Art Space, созданного в Диярбакыре в 2017 году. Он был членом консультативного совета Стамбульской биеннале производственной и исследовательской программы на 2018-2019 годы.
Персональные выставки: EMMA, Музей современного искусства (Стокгольм, 02.02.2022-01.05.2022); «Kinderland», Hamidrasha Gallery, куратор Ави Любин (2019, Тель-Авив); «Giving Voices», Фонд Антони Тапиеса, куратор Хильде Терлинк (2018-2019, Барселона).
Эркан Озген, 1971
Турция