Презентация площадок 6-й Уральской 
индустриальной биеннале 
современного искусства 

На международной промышленной выставке «Иннопром-2021» Уральская биеннале объявила площадки в Екатеринбурге: Цех автоматизированного механообрабатывающего производства Уральского оптико-механического завода им. Э. С. Яламова (входит в Холдинг «Швабе» Госкорпорации Ростех), Екатеринбургский государственный цирк, бывший кинотеатр «Салют» и Главпочтамт. Индустриальный контекст завода, цирковые династии, разноплановая история здания кинотеатра и почта как индустрия коммуникации станут точками интереса проекта. Площадки откроют свои двери 2-го октября, в них разместятся инсталляции, перформансы и видеоработы основного проекта, а также пройдут события публичной программы. Стратегическим партнером биеннале выступает Госкорпорация Ростех.

На презентации биеннале Светлана Учайкина, Министр культуры Свердловской области, отметила важность вклада биеннале в имидж региона: «Вместе с биеннале Свердловская область развивает международный диалог и занимает лидирующие позиции в российском рейтинге креативных индустрий. Еще 10 лет назад биеннале заявила регион в логике развития креативной отрасли, обозначая связку промышленности и культуры. Сегодня на опыт биеннале смотрит вся страна и перенимает накопленный нами опыт развития большого междисциплинарного проекта».

Спикеры также обсудили акценты программы арт-резиденций в Свердловской области, в том числе влияние культурных инициатив на развитие городов. Елена Хлыбова, заместитель Министра инвестиций и развития Свердловской области, оценила опыт биеннале в запуске новых креативных пространств: «Для Министерства инвестиций и развития региона проект биеннале — это создание и продвижение предпринимательских проектов. В условиях этой коллаборации родилась программа «RurbanCreativeLab», в рамках которой мы рады сотрудничать с командой биеннале. Мы рассматриваем создание новых креативных пространств на базе предприятий и работаем над тем, чтобы запустить несколько новых площадок, на которых креативная индустрия может найти свой «дом». Такие места есть и среди площадок программы арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале: Нижний Тагил, Черноисточинск, Сысерть, которые будут запущены уже в сентябре».

Презентуя площадки в Екатеринбурге, комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова отметила: «Уральская биеннале всегда работает с уникальными невыставочными пространствами, и в этом году мы решили уйти от формата большого блокбастера на заводе, и выбрали несколько пространств, каждое из которых находится в стадии трансформации. Уральский оптико-механический завод Госкорпорации Ростех переходит на новый виток технологического развития и предоставляет нам суперсовременный автоматизированный цех после опыта работы в старых цехах советского времени, «Салют» из кинотеатра становится Городским Дворцом творчества, Екатеринбургский цирк в ближайшее время закрывается на генеральную реконструкцию, Почта становится местом новой коммуникации. Мы благодарны нашим партнерам не только за их готовность решать нетривиальные задачи, связанные с художественными процессами, но и за смелость делать это в такое нестабильное время».


ЦЕХ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО МЕХАНООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА УРАЛЬСКОГО ОПТИКО-МЕХАНИЧЕСКОГО ЗАВОДА

Уральский оптико-механический завод (УОМЗ), на производственных площадях которого была размещена экспозиция основного проекта 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, предоставляет для художественного проекта в этом году 2200 кв. метров корпуса Автоматизированного механообрабатывающего производства. 

Корпус, строительство которого началось в 2012 году, продолжает тенденцию внедрения инновационных технологических решений, определяющих развитие предприятия: от экологичных технологий на стадии проектирования корпуса до применения современного высокотехнологичного оборудования, позволяющего осуществлять точную механическую обработку деталей.

«Уже третий год Ростех поддерживает Уральскую биеннале, а одной из площадок проекта становится действующий завод. Для нас участие в проекте — это возможность показать публике красоту индустриальной архитектуры, приобщить сотрудников предприятий корпорации по-новому взглянуть на привычные стены завода. Искусство как ничто другое передает пульс времени, в художественных образах поднимает самые насущные проблемы современности. Думаю, что как раз совмещение несовместимых, на первый взгляд, сфер деятельности, придает новый импульс развитию обеих и представляет совершенно порой неожиданный результат», — отметила директор по коммуникациям Ростеха Екатерина Баранова. Генеральный директор Уральского оптико-механического завода Анатолий Слудных подчеркнул, что для Ростеха работа с креативными индустриями – это новая норма. «Уверен, что сотрудничество в дальнейшем останется столь же надежным и плодотворным», — добавил он.

УОМЗ входит в состав Холдинга «Швабе» Госкорпорации Ростех и является одним из крупнейших предприятий оптической отрасли России. Свою историю завод ведет от компании по продаже оптических приборов, основанной в 1837 году в Москве купцом 3-й гильдии Федором Швабе. В 2020 году на фоне пандемии рост производительности завода составил 120%: в российские больницы было доставлено 40 тыс. единиц респираторного оборудования, включая выпущенные в сжатые сроки аппараты ИВЛ для новорожденных. Ростех третий раз выступает партнером биеннале и уже второй год подряд открывает двери закрытого действующего предприятия для размещения художественного проекта.

В цехе будут представлены инсталляции основного проекта, вступающие в диалог с заводской жизнью.

Адрес: Восточная, 33б
Даты: 2 октября — 5 декабря


ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦИРК

Построенный в стиле советского модернизма, цирк в Екатеринбурге открыл свои двери для зрителей 1 февраля 1980-го года. С тех пор представления посетили свыше 20 миллионов человек. Ежегодно в филиале Росгосцирка в Екатеринбурге проводятся гастроли программ российских и зарубежных коллективов, а также благотворительные представления для многодетных семей, детей-сирот, воспитанников детских домов, пенсионеров, людей с ограниченными возможностями здоровья.

Примечательная архитектурная особенность здания — стальной купол высотой 50 метров и весом 1,2 тонны — создает особую акустику в зрительном зале. Цирк имеет две манежа: для репетиций и для выступлений, вестибюль отделан уральским камнем, общее количество посадочных мест — 2558. В 2022-м году здание будет закрыто на реконструкцию, которая продлится около двух лет. 

«Мы первые на российской цирковой арене, кто принимает такой большой проект на своей площадке. Сотрудничество с Уральской биеннале — феноменальный прецедент для всей системы: изменено расписание гастролей и выступлений по всей стране. Также к старту выставки мы планируем впервые в истории трансформировать действующий цирковой манеж в главную сцену перформативных представлений биеннале», — заметила Тамара Бортникова, директор Екатеринбургского государственного цирка.

Сделать основной проект в Екатеринбургском цирке было инициативой приглашенной кураторской команды — Чалы Илэке, Аднана Йылдыза и Ассафа Киммеля. Еще до приезда их поразил архитектурный облик здания, а после первого исследовательского визита увлекло знакомство с цирковыми династиями и историями таких семей. До 24-го октября все 3 000 кв. метров здания будут отданы объемной перформативной программе, с открытия и до окончания работы биеннале зрители смогут увидеть инсталляции, которые будут расположены в общественных пространствах цирка.

Адрес: 8 марта, 43

Даты:
— 2–24 октября | перформансы и инсталляции
— 2 октября — 5 декабря | инсталляции


БЫВШИЙ КИНОТЕАТР «САЛЮТ» 

Кинотеатр «Салют», называвшийся в начале прошлого века «Художественный», открылся в здании бывшего варьете в октябре 1912-го года. После революции кинотеатр был национализирован и стал детским кинотеатром, позже переименованным в честь XVI Международного юношеского дня («МЮД»). В 1945-м году в честь Победы в Великой отечественной войне здание получило знакомое нам имя «Салют» и после пожара было полностью перестроено к 1979-му году. Как и Цирк, кинотеатр представляет собой памятник советского модернизма и был спроектирован в качестве культурно-развлекательного центра для детей. Стены двух кинозалов, расположенных друг над другом, образуют кривую линию; атриум, освещенный большую часть дня естественным светом через витражи, объединяет второй и третий этажи пространства. 

В России 90-х и 00-х годов кинотеатр успешно показывал массовые фильмы американского производства: «Титаник» Джеймса Кэмерона демонстрируют в «Салюте» дольше всех в мире, в 2001-м году кинотеатр получает право показать фильм «Мулен Руж!» раньше остальных экранов России. В то же время кинотеатр находит свою нишу и продвигает авторское кино. В феврале 2020-го года «Салют» проводит последние сеансы и перестает действовать в качестве кинотеатра. Городские власти возвращают площадку детям: все помещения передаются Дворцу творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии» в качестве медиацентра под эгидой Департамента образования Администрации города Екатеринбурга.

«Перезагрузка случается с каждым пространством, куда приходит биеннале. Международная выставка неизменно работает с городским наследием, актуализируя его знаковые объекты, и 6-я биеннале вновь задействует исторически важное для горожан место — бывший кинотеатр «Салют». Будут заняты все этажи, здесь пройдут основной проект и события публичной программы», — отметил Илья Марков, начальник Управления культуры Администрации города Екатеринбурга.

Принимая «Салют» в период трансформации, биеннале организует на 3,5 тысячах кв. метров смысловой узел проекта и отдает дань прошлому и будущему здания. «Салют» станет местом проведения публичной программы, включающей в том числе киносеансы, перформансы и насыщенную детскую программу, а в рамках основного проекта зрителям будут представлены инсталляции и видеоработы.

Адрес: Толмачева, 12
Даты: 2 октября — 5 декабря


ГЛАВПОЧТАМТ

В 1933-м году на проспекте Ленина появился «Дом связи», объединивший почту, телеграф и телефонию. Здание построено в стиле конструктивизма и представляет собой сооружение переменной этажности с девятиярусной лестничной клеткой в качестве доминанты. В 2010-м году Главпочтамт был капитально отреставрирован, в 2016-м с фасада сняли рекламу, на нем установили подсветку и освежили краску. Сегодня «Почта России» занимает почти всё здание. Здание является объектом культурного наследия регионального значения.

«Почта России по своим технологическим возможностям догнала передовых почтовых операторов мира, но нам не хватает чего-то нового и свежего в восприятии людьми нашего имиджа. Как раз партнерство с биеннале позволит осуществить необходимые изменения нашего бренда. Мы предоставим порядка 500 кв. метров: зал для физических и юридических лиц и фойе. Мы верим, этот проект даст новое дыхание зданию Главпочтамта и позволит большему количеству людей познакомиться с современным искусством», — комментирует Дмитрий Киселёв, директор макрорегиона Урал АО «Почта России».

Начатое в 2010-м году осмысление конструктивистского наследия как знаковой архитектурной черты Екатеринбурга продолжается в новом десятилетии художественной интервенцией в здание Главпочтамта. В двух залах разместятся инсталляции и перформанс основного проекта. Кроме того, в соответствии с изначальным предназначением «Дома связи» и темой биеннале «Время обнимать и уклоняться от объятий» Главпочтамт станет местом отправки писем и посылок своим близким из других городов и художникам проекта из других стран.

Коллаборация Уральской индустриальной биеннале и Главпочтамта станет первым проектом в рамках сотрудничества Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Почты России, цель которого состоит в популяризации искусства и развитии культурной среды на всей территории России.

Адрес: Ленина, 39
Даты: 2 октября — 5 декабря

 

Смотрите также
МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ ФАЙЛЫ COOKIES ЧТОБЫ САЙТ РАБОТАЛ ЛУЧШЕ И БЫСТРЕЕ. НАДЕЕМСЯ, ВЫ НЕ ПРОТИВ.
ПОДРОБНЕЕ
ОК