В рамках семинаров, приуроченных к выпуску российского издания книги «Время культурной медиации», педагоги, кураторы и исследователи образовательных практик из Швейцарии и России обратятся к проблемам арт-медиации, поднятым в публикации, и предложат свое видение функций, целей и возможностей данного формата. Книга коллектива авторов под руководством Кармен Мёрш на русском языке выйдет в начале 2022 года и будет доступна онлайн для всех желающих.
Фото: Антон Михайлов
Распространение практик арт-медиации в России нередко связывают с европейской биеннале современного искусства «МАНИФЕСТА 10», проходившей в Санкт-Петербурге в 2014 году. С тех пор арт-медиация получила широкое распространение в российском контексте: с 2015 года формат проектно применяется в «Гараже», на Уральской биеннале и на многих других площадках. Однако вплоть до сегодняшних дней среди российских деятелей искусств не существует единого понимания термина арт-медиации. Каждый культурной работник этой сферы вкладывает в понятие что-то свое: многие вопросы, касающиеся его значения и присущей ему проблематики, с тех самых пор остаются нерешенными. Поэтому одна из целей семинаров и грядущего выпуска переведенной книги Кармен Мёрш — понять, что российские и швейцарские эксперты вкладывают в этот термин, выявить основные черты и характеристики арт-медиации.
Онлайн-семинары обращаются к ряду ключевых идей, разработанных Мёрш, и размещают их в конкретных обстоятельствах образовательных практик в культурных институциях современной России и Швейцарии. Вместе с тем, принимая во внимание контекст, в котором практики медиации получили свое распространение в России, возникает вопрос, насколько релевантно применение этого термина для обозначения образовательных процессов, происходящих вне институций современного искусства. Существуют ли какие-либо концептуальные или методологические различия между медиацией в более консервативных культурных учреждениях и медиацией в музеях современного искусства? Каковы цели медиации и ее наиболее важные функции в обоих институциональных пространствах? Эти вопросы формируют отправную точку для серии дискуссий между исследователями и практиками художественного образования из России и Швейцарии.
Программа семинаров разбита на два смысловых блока, названия которых отсылают к одноименным главам книги «Время культурной медиации»: «Как работает медиация?» и «Кто выступает медиатором?». Каждый из блоков, в свою очередь, состоит из двух встреч. Первый блок в большей степени сконцентрирован на докладах спикеров и обсуждении, а второй приглашает слушателей к участию в коллективной практике под руководством спикеров.
Публикация книги и сопровождающая ее программа подготовлены музеем современного искусства «Гараж» и Уральской индустриальной биеннале современного искусства при поддержке Швейцарского совета по культуре Про Гельвеция. Семинары организованы при поддержке Фонда президентских грантов.
Расписание программы
3 ноября 18:30 – 20:00 (московское время) — вводная встреча
10 ноября 18:00 – 20:00 (московское время) — «Как работает медиация?»
15 ноября 18:00 – 20:00 (московское время) — «Как работает медиация?» Практика
24 ноября 18:00 – 20:00 (московское время) — «Кто выступает медиатором?»
1 декабря 18:00 – 20:00 (московское время) — «Кто выступает медиатором?» Практика
Семинары пройдут в Zoom на русском и английском языках с синхронным переводом с трансляцией на Youtube.
Для участия в практическом семинаре 1 декабря необходимо знание английского языка.
индустриальной биеннале
современного искусства
маршрутов по городам
арт-резиденций: Сатка,
Кыштым и Черноисточинск
лекциями, перформансами,
встречами с художниками
и симпозиумом