Программа
МЫСЛЯЩИЕ РУКИ 
КАСАЮТСЯ ДРУГ 
ДРУГА 
Основная тема:

Отдавая дань уважения Казимиру Малевичу, площадки задуманы как серия «планит». Опираясь на роман Евгения Замятина 1920–21 годов «Мы», кураторы надеются создать коллективную форму утопии. Каждая площадка отсылает к элементам романа.

Уральский оптико-механический завод представляет собой ИНТЕГРАЛ 2021 — отсылку к космическому кораблю, который строился в романе Е. Замятина «Мы», написанном сто лет назад. В книге «Интеграл» был создан с целью завоевания внеземных планет, расширения контроля людей и распространения истины и порядка Единого Государства. Все члены этого общества живут как один коллектив, разделяя все моменты жизни, в которой логика и разум заменили свойственные древним беспокойства и неупорядоченность любви и мечтаний. Каждый день они проводят за стеклянными стенами, строя это чудо техники, призванное распространить Единое Государство в миры за пределами видимости. Интимность между ними происходит лишь тогда, когда закрываются шторы — одновременно и для всех. Когда вы войдете в пространство выставки, сначала прислушайтесь к гулу машин. Все звуковые элементы инсталляций тщательно выверены и соответствуют общему звуковому ландшафту площадки. Что изменилось в сферах творчества, интеллектуальности и интимности людей за последние сто лет?

«Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА. Близок великий, исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьется в мировое пространство. Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной. Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах — быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия мы испытаем слово» (Запись 1-я).

Площадка бывшего кинотеатра Салют посвящена Д-503, главному герою романа Евгения Замятина «Мы». Д-503 — математик, инженер и один из строителей ИНТЕГРАЛА, он ведет повествование и фиксирует последовательность событий романа. Пространство, оставшееся после кинотеатра Салют, становится простором для совместной игры воображения посетителей. Здесь мы оказываемся чувствительны к элементу света, материализующему изображения и оставшемуся здесь как память места, ведь как многие годы в зрительных залах кинотеатра царила темнота. Есть ли лучшая площадка для связи с коллективным бессознательным, чем старый темный кинозал? Есть ли более подходящий персонаж, чем сложный Д-503, чтобы показать проблемы создания коллективного духа? Мы проникаем в его голову, слышим его мысли и размышляем над стоящими перед ним дилеммами. Кто скрывается во тьме? Что есть форма света? Он отчаянно хочет верить в то, что ему всегда внушали как истину, но сталкивается с новой информацией, пошатнувшей его убеждения. Станет ли он наконец частью коллективного духа или по-прежнему будет существовать только ради себя?

«А так среди своих прозрачных, как бы сотканных из сверкающего воздуха, стен — мы живем всегда на виду, вечно омываемые светом. Нам нечего скрывать друг от друга. К тому же это облегчает тяжкий и высокий труд Хранителей. Иначе мало ли что могло быть. Возможно, что именно странные, непрозрачные обиталища древних породили эту их жалкую клеточную психологию» (Запись 4-я).

Инсталляции, а также программа перформансов в Екатеринбургском цирке вдохновлены персонажем О-90 из романа Е. Замятина «Мы». Книга вдохновила нас на создание перформансов для кругового панорамного пространства главной арены, на которой под одной крышей уживались династии людей и животных. Как и они, О-90 напориста, вынослива и подвержена страстям... Хотя Д-503 говорит о ее мягком и ребячливом характере. Поначалу О-90 предстает добропорядочным членом общества, лояльным к системе, но постепенно, подверженная своим личным желаниям и материнским инстинктам, склоняется к бунту. Она до самого конца верит в революцию и хочет иметь ребенка. Она олицетворяет все то, чего мы боимся, а также то, чем хотим стать… Сможет ли она вырваться в свободный мир за Зеленой Стеной? А как насчет вас, посетителя? Сможете ли вы уйти от уравнения жизни?

«Ну да, ясно: чтобы установить истинное значение функции — надо взять ее предел. И ясно, что вчерашнее нелепое “растворение во вселенной”, взятое в пределе, есть смерть. Потому что смерть — именно полнейшее растворение меня во вселенной. Отсюда, если через “Л” обозначим любовь, а через “С” смерть, то Л=f(С), т. е. любовь и смерть…» (Запись 24-я).

I-330 — один из ключевых персонажей романа Е. Замятина «Мы». Все сайт-специфик экспонаты и интервенции, с которыми столкнутся посетители Главпочтамта в Екатеринбурге, посвящены возможности свободы и идее революции, в которые верит I-330. Она — мятежная душа. По словам рассказчика Д-503, I-330 — словно иррациональное число. Она принимает неизвестное и верит, что человечество станет свидетелем бесконечного числа революций, спрашивая: «А какую же ты хочешь последнюю революцию? Последней — нет, революции — бесконечны» (Запись 30-я). Предлагая посетителям написать письма, которые будут вскрыты через сто лет, бросить желание в будущее, как с силой бросают камень, прикоснуться к архитектуре места, где они живут, пройтись по поверхности повреждений или нарисовать историю романа «Мы» на метрах бумаги, представленные здесь экспонаты спрашивают о потенциальных, новых и неизвестных связях между нашими глазами и руками, а также о том, что для вас иррациональность

«Я ухожу — в неизвестное. Это мои последние строки. Прощайте — вы, неведомые, вы, любимые, с кем я прожил столько страниц, кому я, заболевший душой, — показал всего себя, до последнего смолотого винтика, до последней лопнувшей пружины... Я ухожу» (Запись 33-я).

Две представленные на площадке Дома Метенкова художественные работы Эли Кортиньяс и Михаила Толмачева связаны через персонажа романа Замятина «Мы» R-13. Этот поэт почтительно выполняет свои обязанности перед Единым Государством, и его произведения восхваляют красоту математики и логики, однако исподволь критикуют осуждение Единым Государством индивидуальности и художественного выражения. Включая два произведения в пространство музея фотографии, мы ставим вопрос о потреблении изображений в современном мире. Как слушать изображение? Кому оно принадлежит? Какова политика изображения? Кто сегодня является наиболее влиятельными создателями изображений? Кто может создать портрет сегодняшнего дня?

«— Ну да, ну да! Вам бы, милейший, не математиком быть, а поэтом, поэтом, да! Ей-ей, переходите к нам — в поэты, а? Ну, хотите — мигом устрою, а?» (Запись 8-я)

Музей истории и археологии Урала представляет собой Древний Дом — единственное непрозрачное здание во всем романе Замятина «Мы». Здесь хранятся безделушки, вещи и артефакты древнего мира, существовавшего до того, как Единое Государство захватило контроль. Это также единственное место, допускающее хоть какую-то форму уединения. По словам нашего главного героя Д-503, Древний Дом — это олицетворение удручающей непрозрачности человечества, поскольку «человек устроен так же дико, как эти вот нелепые “квартиры”, – человеческие головы непрозрачны, и только крошечные окна внутри: глаза» (Запись 6-я). Эта непрозрачность интригует Д-503, а Древний Дом становится для него порталом в мир за стенами Единого Государства. Посещения этого места ускоряют психическую трансформацию героя. Помещая произведения программы биеннале в контекст богатой коллекции Музея истории и объединяя наши аудитории, задействуя уникальное универсальное наследие единственного и неповторимого Шигирского идола, мы вступаем в диалог с местом проведения биеннале и его уникальным контекстом, по-новому формулирующим наши вопросы: Какие сегодня есть свидетельства человеческого и нечеловеческого существования, которые помогут нам заглянуть в будущее? Как нам разрешить проблемы прошлого и установить мир? Возможно ли создать почву для обмена знаниями и опытом между человеческой культурой и инопланетным разумом?

«— Ну что там: знание! Знание ваше это самое — трусость. Да уж чего там: верно. Просто вы хотите стенкой обгородить бесконечное, а за стенку-то и боитесь заглянуть. Да! Выгляните — и глаза зажмурите. Да!

Стены — это основа всякого человеческого…» (Запись 8-я)

Площадка Уральского филиала ГМИИ им. А.С.Пушкина отсылает к Зеленой Стене из романа Замятина «Мы». В Едином Государстве великого Благодетеля нет личностей, есть только числа и их математические погрешности. Повседневная жизнь организована с помощью идеально сбалансированного уравнения. Желания, страсти и инстинкты подавляются, запрещаются или усмиряются. Даже природа изгнана за Зеленую Стену. Но осталась одна граница — космическое пространство. Мы благодарим Денизу Феррейру да Силву и Арджуну Нойман за их вклад, который стал финальным аккордом в процессе доработки наших площадок. Фильм «Дыхание сажи / Corpus Infinitum», созданный Арджуной Нойман и Денизой Феррейрой да Силвой ставит вопросы о том, как структуры власти (колониальные, капитальные, цис-гетеро-патриархальные) поддерживают разделение и различие, разрывая материальные связи с людьми, и даже больше чем с людьми — более глубокие связи с нашей планетой и с тем, что находится за ее пределами. В частности, речь пойдет о том, как внутренняя субъективность эксплуатируется в целях межрасового насилия.

«Раз число чисел — бесконечно, какое же ты хочешь последнее?» (Запись 30-я)

Выставки и события 
основного проекта 
проходят на восьми 
площадках: 
Главпочтамт
(Дом связи)
Пр. Ленина, 39, Екатеринбург
Музей истории
и археологии Урала
пр. Ленина, 69/10, Екатеринбург
Фотографический музей
«Дом Метенкова»
ул. Карла Либкнехта, 36, Екатеринбург
Уральский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина
ул. Добролюбова, 19а, Екатеринбург
Белая башня УЗТМ
ул. Бакинских комиссаров, 2а, до 1 ноября
купить билет
Билеты на события и выставки основного проекта биеннале
Cобытия основного проекта:
МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ ФАЙЛЫ COOKIES ЧТОБЫ САЙТ РАБОТАЛ ЛУЧШЕ И БЫСТРЕЕ. НАДЕЕМСЯ, ВЫ НЕ ПРОТИВ.
ПОДРОБНЕЕ
ОК